Когда плачут цикады (первый сезон)
http://pic.ipicture.ru/uploads/090106/dq1yURdnrh.jpg
Они убили Рику! Сволочи!

Когда говорят об аниме, сделанном на основе игры, первое, что приходит на ум – это очередная этти-гаремная мыльная опера, в основе своей имеющая малоизвестную романтическую (хентайную?) игру, о которой никто б и не вспоминал, коли не сериал.

В случае «Цикад» мы наблюдаем чуть ли не обратную картину: первая часть игры вышла еще в 2002 году и к началу телетрансляции сериала имела большую популярность. Таким образом, аниме оценивалось ценителями прежде всего на соответствие игре. Можно часами сидеть, тыкая пальцем в экран и приговаривая «А в игре не так!», но это дело столь же бессмысленное, сколь и неблагодарное. Поэтому, несмотря на все достоинства оригинальной игры, будем рассматривать аниме «Когда плачут цикады» как отдельное произведение, впрочем, с оглядкой на исходный материал.

Сериал разделен на шесть арок: Onikakushi-hen, Watanagashi-hen, Tatarigoroshi-hen, Himatsubushi-hen, Meakashi-hen и Tsumihoroboshi-hen. Это, соответственно, серии: 1-4, 5-8, 8-13, 14-15, 16-21, 22-26. Набор персонажей практически не меняется от арки к арке.

В шести частях происходят разные события, но предыстория у них одна. В районе, где расположена маленькая деревушка Хинамидзава (место действия сериала), правительство планирует строительство ГЭС, что грозит оному населенному пункту затоплением. В эти тяжелые для жителей деревни дни на месте строительства дамбы происходит кровавое убийство. С тех пор каждый год после местного фестиваля Ватанагаси таинственным образом гибнут и исчезают люди.

Познакомимся с главными героями фильма. Первые серии, где мы встречаемся с ними, за исключением отдельных сцен, вполне могли бы быть началом типичного кавайного гаремного аниме, каких много (удивительно, но многие на это купились и со вздохом «опять 25» прекратили просмотр). То же касается персонажей – при желании им можно найти «двойников» из произведений упомянутого жанра. Но экстремальные и сверхъестественные события, в которых они принимают участие, дают широкое поле для детального раскрытия их характеров, что, в свою очередь, делает эти персонажи в высокой степени уникальными (хотя бы потому, что о поведении героев «Жаркого лета», «Лимонада» и «Да Капо» при забивании их битой и выдирании ногтей ничего не известно).

Теперь конкретно о персонажах.

Кэйити Маэхара – главный герой первых трёх арок. Переезжает в Хинамидзаву из большого города за пару месяцев до начала развития событий. Оказавшись единственным парнем в деревне подходящего возраста, стал объектом внимания особ женского пола, о которых ниже.

Рэна Рюгу - центральный персонаж шестой арки. Она переезжает в Хинамидзаву за год до описываемых событий. Внешне выглядит веселой и жизнерадостной, но скрывает внутри себя горечь и тоску, вызванные разводом родителей (пресловутая «травма детства»).

Мион Сонодзаки – крайне активная и крутая девушка, прирожденный лидер. Влюблена в Кэйити, но, как свойственно подобным персонажам, боится ему признаться. Происходит из семьи местного клана якудз Сонодзаки, который ей предстоит возглавить.

Сатоко Ходзё – на три-четыре года младше Рэны. Три года назад погибли ее родители, а год назад пропал ее брат, на возвращение которого она не перестает надеяться.

Рика Фурудэ - примерно одного возраста с Сатоко. Она тоже осталась сиротой. Рика – единственный потомок рода местных жрецов.

Сион Сонодзаки – сестра-близнец Мион, ее точная копия. Однако, как утверждают герои сериала, их характеры абсолютно различны. Сестры имеют обыкновение «меняться ролями», что доставляет окружающим массу хлопот.

Познакомившись с главными героями, можно углубиться в разбор особенностей «Хигураси». В большинстве хороших аниме, вне зависимости от сюжета, центральное место отводится передаче переживаний персонажей, раскрытию их психологических портретов. «Цикады» не стали исключением. Если в первых арках акцент делается на изображении эмоций героев, передаче их ужаса от происходящего вокруг, то в последующих частях большее внимание уделяется глубоким чувствам персонажей. Лейтмотивом сериала является тема дружбы, доверия. Ведь корень ненависти, которая неизменно приводит к трагическому концу в большинстве арок, - как раз в недоверии к друзьям. Так было с Кэйити в первой арке, с Сион во второй и в пятой, с Сатоко в третьей и, наконец, с Рэной в шестой.

Несмотря на то, что раскрытие характеров персонажей находится на весьма высоком уровне, вряд ли именно этим запомнится этот сериал. «Цикады» - это прежде всего ужасы. Если говорить о похожих аниме, то первое, что зачастую приходит на ум – «Эльфийская песнь». Почему? Потому что «кровищща!» (на этом, собственно, сходство и заканчивается). Да, здесь этого много. Имеется в виду не столько «кровищщи», сколько жестокости, которая в сочетании с неизменным «каваем» в начале каждой из арок производит весьма сильное впечатление. Количество разнообразных пыток и методов убийств поражает. Впрочем, не только на этом покоится зловещая атмосфера сериала.

Нетрудно заметить, что первая арка значительно выделяется на фоне остальных. Кровавых сцен здесь весьма немного (точнее одна – «убиение битой» - сцена, с которой начинается знакомство зрителя с сериалом), что не мешает ей держать зрителя в сильнейшем напряжении все четыре серии. В основе этого лежат особые моменты, которые, может быть, и не привлекли бы внимания, коли не звуковое сопровождение. Именно оно берет на себя львиную долю в благородном деле по растрепыванию зрительских нервов. Эффект, уже очень давно применяемый в кино, однако не утративший своей актуальности. Весьма обидно, что авторы не стали делать остальные арки подобными первой, взяв на вооружение пресловутую «кровищщу».

Теперь о сюжете. Да, построение его весьма сложно, однако фразы типа «ну намутили» будут не к месту. Имеется некая совершенно определенная тщательно проработанная история, которая, по мере повествования, раскрывается зрителю. Сначала идут «арки вопросов», в которых события преподносятся так, что смотрящий может выдвинуть самые невероятные теории по поводу происходящего. Затем идут «арки ответов», но их цель не объяснить события из «вопросов» (хотя, конечно, благодаря им многое становится понятным; взять хотя бы 2-ю и 5-ю арки), а немного приподнять завесу тайны над всей историей. Разгадав главную загадку, зрителю не составит труда объяснить большую часть событий, казавшихся до это невозможными (читай сверхъестественными). Но… этого не происходит за время действия сериала. Даже объяснение того феномена, что герои, превращенные в кровавое месиво в одной арке, реинкарнируют, как ни в чем не бывало, уже в следующей серии, дается только к концу фильма. В итоге мы получаем замечательный детективный сюжет, с тем лишь недостатком, что наше любопытство не будет удовлетворено одним сериалом.

Разберу теперь технические особенности аниме. Музыка. Да, это здесь сделано достойно. Прежде всего – это отличный опенинг, красоту которого неизменно отмечают зрители. С эндингом сложнее. Песня в нем исполняется на английском, и звучит он далеко не так впечатляюще, как песня Higurashi no Naku Koro ni (тут, правда, можно возразить, что так и должно быть, но эндинг слабый даже без сравнения с опенингом). Что касается музыкального наполнения самого сериала, то об этом уже говорилось выше. Здесь все на высоте, включая темы, не несущие технической нагрузки.

Графика. Тут дела обстоят хуже. Прорисовка сильно упрощенная. Это прежде всего касается персонажей. Впрочем, как известно, простота как раз и помогает добиться эффекта, известного как «кавай», и если его сочетание с ужасами и кровавыми убийствами важный элемент композиции сериала, то жалобы типа «почему не как в «Фантастических днях»?» можно и попридержать. Но вот что точно нельзя понять и объяснить «авторскими задумками», так это резкое падение качества рисунка в 22-23 сериях. Потом-то, конечно, все вышло на базовый уровень, но осадок остался. Цвета в сериале яркие и насыщенные, но глаз не режут. Как и прорисовка, идеально подходят для какой-нибудь школьной комедии.

Итого: перед нами весьма заметный фильм, которой наверняка окажется среди лучших аниме года. «Цикады», прежде всего, выделяются оригинальным и действительно интересным сюжетом. Многое в нем не было освещено, отсутствовали некоторые ключевые и второстепенные персонажи, кое-какие незначительные детали просто идут вразрез с исходной историей, но все же аниме удалось, и отличительные черты оригинально сюжета, которые обеспечили игре большую популярность, были перенесены в сериал. Сейчас трудно судить, будет ли выпущен сиквел или OVA – есть много аргументов «за» и «против», но будем надеяться, что зритель не останется в неведении, что же все-таки произошло в тихой деревушке Хинамидзаве.
Олег Пирогов