Если переделывать, то переделывать всерьёз, чтобы поменьше сходства с первой версией – но в случае с «Хеллсингом» это правило не срабатывает. Экранизация GONZO завоевала свою аудиторию, значительно расширив ряды поклонников г-на Алукарда и Co, и одновременно разочаровала тех, кто начинал с манги. Как остроумно заметили на одном русскоязычном сайте, в аниме герои выглядят, как шкафом придавленные. И хотя многие сцены в сериале в точности повторяли «кадры» манги, а музыка Исии Ясуси и голос Накаты Дзёдзи как нельзя лучше соответствовали оригинальному духу и атмосфере, изувеченный сюжет не оставлял никаких шансов. Первая экранизация была признана неуспешной. Вернее, её можно с полным основанием считать неуспешной теперь, когда предпринята новая попытка.
И похоже, хитроглазые и хладнокровные товарищи, отстёгивающие или не отстёгивающие на бюджет необходимую сумму, серьёзно относятся к культовому статусу творения Хирано Кота. Иначе бы они не стали оплачивать выпуск OVA, чьи отличия от ТВ-сериала на взгляд постороннего неспециалиста совершенно незначительны.
Первую часть можно считать вводной, пересказывать её сюжет – не спойлерство, а скорее занудное повторение пройденного: вот Интегра с Уолтером, вот непобедимый вампир смотрит на луну, а потом спасает полицейскую Викторию Серас, которая неожиданно для себя меняет место службы, рацион и остальные привычки, потом появляется отец Александр, как воплощение знакомого зла, злом неизвестным оказывается некто с недоброй усмешкой, впрочем, не сильно выделяющийся на фоне повсеместной зубастости.
Вторая часть посвящена налёту братьев Валентайн на штаб-квартиру Хеллсинга, расследование продолжается, зло обретает имя и оказывается тоже знакомым, только несколько подзабытым. Уолтер обнаруживает заархивированные способности, Алукард тоже демонстрирует свой «шарм» – настолько впечатляюще, что пугает до истерики другого вампира, так что тот вопит с перекошенной мордой: «Грёбаный монстр!» (Здесь проявляется тонкий юмор и специфическая философия «Хеллсинга», и чтобы оценить эту шутку, надо оглянуться на других представителей жанра: вампир должен ужасать людей – а если он способен вызвать такую реакцию у невозмутимого Люка Валентайна, то он действительно «нечто»).
Если первая OVA событийно более-менее соответствует первому тому манги, то уже вторая часть, закончившаяся похоронами, обнаруживает расхождение с оригиналом: здесь нет пополнения в виде Пита Бернадотта с Дикими Гусями и нет «свидания» Интегры с Энрико Максвеллом из «Искариота». Заметны и другие отличия, как, например, «сон-воспоминание» Алукарда, напрямую отсылающий к каноническому роману Брэма Стокера.
Это всё мелочи – принципиальные мелочи. GONZO извратили сюжет, на чём и завалились. Satelight, осведомлённые о придирчивости поклонников aka потенциальных покупателей новых серий, решили сюжет несколько подшлифовать: ничего нового, но и от компоновки элементов зависит общее впечатление.
Главное новшество OVA – появление «Миллениума» уже в первой части. Разумеется, это дань фанатам (глупо строить интригу на том, что давно всем известно). Однако не стоит забывать, что фигура врага определяет правила партии: в новом «Хеллсинге» наличествует потенциальный противник, с которым рано или поздно надо будет встретиться и, соответственно, победить – приказ не обсуждается, никто не будет тоскливо закатывать очи, размышляя, стоит ли вообще проводить локальный геноцид. Это основная сюжетная линия, задающая темп, система координат, по которой будет проверяться адекватность поступков и логичность каждой из сторон. А старый враг и незавершённое дело притягательны вдвойне.
Итак, сюжет в относительной безопасности, сэйю те же, аутентичный саундтрек служит неплохим фоном для всего действия. Остаётся Великая Претензия к адаптаторам – графика. Оставив в стороне разумные аргументы типа того, что аниме никогда не будет похоже на мангу, потому что манга чёрно-белая и не двигается, зато художник может долго выписывать каждый завиток, а в аниме есть сэйю, раскадровщики и дэдлайны. Есть спорные примеры, есть очевидные, а что касается «Хеллсинга», то OVA от манги отличается по параметру, из-за которого и эту новую экранизацию, вполне вероятно, опять признают неудачной – меньше кавая, больше трэша.
ТВ-сериал тоже не отличался миролюбивостью, но в OVA буквально (как любят писать в ангажированной прессе) УПИВАЮТСЯ насилием и жестокостью. Хм, «упиваются» – отличное слово для вампирского трэш-боевика!
Конечно, на самом деле от оригинала никуда не делись: во второй OVA ещё больше, чем в первой, superdeformed и фирменных omake-образов Хирано. Всё-таки «Хеллсинг» в какой-то степени пародия на канон, и пафос здесь, как и шуточки, соответствует общему настрою. Серас положено возмущённо вопить и делать «большие глаза» – роль у неё такая. Люк Валентайн должен с невозмутимой физиономией рассыпаться в комплиментах «великому и ужасному» No-Life King’у, чтобы в завершении торжественной речи пообещать единовременное свержение Его Величества, а пижон в очках и красном плаще обязан усмехаться и ловить пули. И получить от этого удовольствие. Самое приятное, что в OVA сохранилась та самая пресловутая вековая скука, предвкушение хорошей схватки, радостное самораскрытие вот-какой-я-весь-красивый, перемигивание с бездной и разочарованный вздох: «Ну, вот, ещё один недотыкомка, придурок, педи-гри ходячий» – все этапы моноспектакля «Вампир на службе у неблагодарного человечества».
Но кавая почти и нет – да и зачем в трэше кавай? Новый «Хеллсинг» ближе к «Вампирам» Карпентера, а местами напоминает классического «Добермана»: отмороженная красота напополам с кровожадными ухмылками, то и дело у кого-нибудь срывает крышу, остальные хладнокровно шагают по трупам. Кровь, которую перестаёшь замечать, компьютерно-трёхмерные виды и ракурсы пуль, затворов и стволов и обязательные штампы-цитаты: срезанная сигара, округлая попка, высовывающаяся из вентиляции, медленно падающий бокал и красное пятнышко на рукаве белоснежного плаща раздосадованного Люка Валентайна. И белые перчатки – любимая фенечка Хирано.
Герои вытянулись, стали более длинноногими, черты лица заострились, а главный герой ещё больше приблизился к облику чудовища. Впрочем, и отец Александр, и братья Валентайн, и Интегра – все они теперь, когда ухмыляются, похожи друг на друга и одновременно на Алукарда. Сам же он скорее не стиляга, а мусорщик-профи, застывший в образе, терпеливо ожидающий достойного спарринг-партнёра.
К счастью, никуда не делась и другая характерная черта «Хеллсинга» – проработанность врагов. Это не бледные статисты, способные лишь оттенять главных героев – элегантный Люк Валентайн мало в чём уступает своему противнику, как в первой части святой отец прекрасно соответствовал «чудовищам» – и в пафосности, и в жестокосердии. В конце концов, одно из отличий «Хеллсинга» – разношерстная команда безжалостных, отвратительно-бесчеловечных и стильных запоминающихся злодеев.
…Звонким дождём рассыпаются гильзы, с потолка медленно капают сгустки крови, одновременно с затвором «Харконнена» щёлкает зажигалка, молниями сверкают смертоносные лезвия-нити, в конце коридора упырь доедает чью-то ногу, откуда-то снизу, из подвала доносятся нечеловеческие крики ужаса, и страшно знакомый низкий голос с хрипотцой опять жалуется на скуку... Не угодишь.
Расселл Д. Джонс